Сегодня 5 октября 2024, Суббота (14:25)
|
Главная страница | Форум города | Исторический раздел |
|
22.11.2021
Вышедшая в прошлом номере газеты статья Георгия Буглака «Партизанский синдром» побудила написать свой отзыв на его размышления. С автором «Партизанского синдрома» мы знакомы уже давно: ещё в мою бытность председателем местной Думы, он достаточно жёстко критиковал работу фракции КПРФ. Уважаю его взгляды, но со многими из них не согласен. Его точка зрения, на мой, совершенно субъективный взгляд, ошибочна, и вот почему. Автор статьи «Партизанский синдром», как и многие другие жители города, воспринимают ежегодный капитальный ремонт автомобильных дорог, строительство новых тротуаров, монтаж уличного освещения с радостью, а иногда даже с восторгом. Безусловно, это здорово и есть чему радоваться. При этом Георгия Буглака удивляет, почему местные СМИ не освещают со страниц своих газет труд дорожников и чиновников местной администрации. В нашем издании мы не торопимся этого делать по двум причинам: 1. В силу федерального законодательства и положений Устава Партизанского городского округа чиновники администрации ПГО, и, в первую очередь глава администрации, ОБЯЗАНЫ заниматься ремонтом дорог местного значения, освещением улиц и так далее. Я уже многократно писал на тему того, что многие люди склонны обожествлять власть, которая якобы снисходит до смертных и радует их новыми дорогами или освещением улицы. Обязанность власти проводить ремонт дорог – это просто ежедневная работа чиновников, отвечающих за этот процесс, и не более того. Если они работают хорошо, мы ездим и ходим по дорогам без проблем, значит чиновники исполняют свои обязанности чётко и в срок, деньги получают не зря. Если где-то на дорогах образуются недопустимые ямы, заторы, непроходимость даже для пешеходов, то водители и пешеходы вспоминают чиновников недобрым словом, в том числе, про их зарплаты. 2. Капитальный ремонт дорог – сложный процесс, требующий тщательного соблюдения многих факторов. И качество проведённого ремонта можно увидеть не раньше, чем через год. Поэтому мы, как единственное независимое печатное издание на территории ПГО, не торопимся радоваться, когда видим где-то ремонт дороги: бюджетные средства должны быть израсходованы КАЧЕСТВЕННО, то есть не напрасно. А теперь подробнее. В последние годы на Партизанский городской округ из краевого бюджета «пролился» существенный денежный поток на капитальный ремонт автомобильных дорог местного значения: от 50 до 150 млн. рублей. Это значительные средства. Нельзя сказать, что этим Партизанск как-то отличается от других городов и районов Приморского края: как обычно, мы где-то в середине списка получателей таких средств. Стоит отметить, что за ремонт дорог из чиновников отвечали всего несколько человек: специалист, готовящий всю необходимую документацию и он же осуществляет контроль, заместитель главы (он же начальник управления ЖКХ) и сам глава. Мэры и его заместители периодически меняются, а специалисты работают годами и они, на мой взгляд, и создают основное направление стратегии ремонта дорог. Что мы видели лет 5 – 15 тому назад? Как говорили сами чиновники, «тришкин кафтан»: то есть «размазывание» ежегодного «транша» бюджетных средств на капитальный ремонт дорог – ремонт делать нужно везде, а денег на всё не хватает. В Партизанске дорожное покрытие разрушается с невероятной скоростью, а ремонтировать его власть не поспевает. На многочисленные жалобы населения о проблемах с дорогами чиновники чаще всего двигались по пути наименьшего сопротивления, стремились положить больше километров асфальта, но в ущерб качеству. При этом десятилетиями заказчик (администрация ПГО) игнорировала строительство водоотводных сооружений, защищающих асфальтовое покрытие от сточных вод, чрезмерных осадков и разрушительных перепадов температур. Мотивация была та же: денег мало, нужно много дорог асфальтировать. На тезис критиков о том, что «лучше меньше, да лучше», чиновники вновь говорили о вынужденной экономии. Яркий пример такого подхода администрации ПГО к строительству «ливнёвок» — участок дороги по ул. Замараева напротив дома № 25 (на подъёме). Каждый год там размывало асфальтовое покрытие, каждый год там делали ямочный и неямочный ремонт, и каждый год специалист администрации, отвечающий за дороги, говорил, что на этом участке невозможно сделать «ливнёвку», так как некуда направить поток воды – ниже по уровню земли находится жилой дом. В этом году, как видим, всё это оказалось возможно сделать (хотя, посмотрим далее на качество исполнения). В результате экономили на всём, в том числе зауживая ширину тротуаров, что делает невозможным их механизированную уборку. Старожилы помнят, что во время снегопадов техника МУП «Горхоз» оперативно проводила очистку тротуаров даже в ночной период времени. Стандартные тракторы «Беларусь» спокойно проезжали по основным тротуарам Партизанска и быстро их очищали. Однако в дальнейшем при ремонте тротуаров во многих местах городского округа заказчик (администрация ПГО) неожиданно поменяла взгляд на механизированную уборку тротуаров и заузила их настолько, что стандартные тракторы теперь не могут вместиться в ширину тротуара. Вместе с этим обанкротили «Горхоз», не создав другого предприятия, и не закупили технику, способную производить механизированную очистку тротуаров от снега и наледи. Полагаю, многие читатели прекрасно помнят, как в прошедшие зимы тротуары превращались в места, опасные для пешеходов. Многие годы в Партизанске заказчик (администрация ПГО) совершенно не обращал внимание на текущее содержание дорог с асфальтовым покрытием: на проливку трещин битумом. В результате от весеннего замораживания и размораживания воды в трещинах асфальт во многих местах городского округа разрушался за один сезон. Отдельный вопрос – о качестве контроля за работами по ремонту дорог со стороны заказчика (администрации ПГО). Практически каждый год жители тех или иных улиц с негодованием пишут в разные инстанции о плохом грейдировании дорог (администрация бодро рапортует о километрах отгрейдированных улиц), низком качестве асфальтирования, нарушении технологии ремонта дорог. При обоснованной критике в адрес подрядчиков местная исполнительная власть крайне слабо пользуется правами, данными ей законом: редко заходит в суд с заявлением о понуждении дорожников исправить за свой счёт выявленные недостатки, не вносит компании, некачественно производящий ремонт дорог, в «чёрный список», запрещающий участвовать в аукционах. То есть, администрация ПГО «вяло» оказывает влияние на тех дорожников, которые приходят работать за счёт бюджетных средств. Важным фактором является рациональность использования бюджетных средств, направляемых на ремонт дорог. Решение о ремонте той или иной улицы принимает ограниченный круг лиц, что оказывает существенный фактор на субъективизм при принятии решения. Так, на мой взгляд, капитальный ремонт дорожного покрытия улицы Анисимова в этом году был явно чрезмерным. Асфальт там был в нормальном состоянии, кроме нескольких крупных ям, и мог ещё смело послужить два – три года, но волей администрации ПГО там был уложен новый асфальт, в то время как в других местах города (например, в центре в районе городской поликлиники) была и есть острая необходимость ремонта асфальтового покрытия. Почему? Виной тому либо субъективизм чиновников администрации ПГО (головотяпство), либо неготовность документации на другие объекты (дороги), а деньги осваивать нужно, либо ещё что-то. Другой пример, о новом уличном освещении по Замараева: почин отличный, но возникли неожиданные сложности. Жители видят, что уже больше месяца вначале часть уличных фонарей моргала всю ночь без остановки, а теперь уже почти вся улица напоминает новогоднюю ёлочную гирлянду. Если кто-то будет обвинять подрядчика – Гнела Степаняна и его компанию «Нарек», то будет, вероятно, не прав. По имеющимся у меня данным, компания выполнила все работы по монтажу столбов и оборудования в точности с проектом, представленным заказчиком (администрацией ПГО). По проекту подключение произвели к подстанции, где мощность уже исчерпана и уличному освещению по Замараева банально не хватает напряжения: вот фонари «то потухнут, то погаснут». Теперь для того, чтобы произвести подключение к другой ТП, нужно в бюджете вновь найти деньги, подготовить проект и провести все необходимые процедуры. Если всё это так, то кто ответит за головотяпство? Кто персонально ответит? Вероятно, никто. Годами стоит заброшенная, заросшая водоотводящая «ливнёвка» вдоль улицы Партизанская (от остановки «Десятая шахта» в сторону «ЦОФ»), о существовании которой современные специалисты администрации ПГО, вероятно, даже и не знают. Это её работники «Горхоза» чистили каждый год. Не стало «Горхоза» и про неё забыли, а, значит, будет быстрее разрушаться асфальт на этом отрезке дороги. Хотя чего сетовать, в следующем году ожидается новый большой транш на дороги ПГО из краевого бюджета – их нужно ещё умудриться освоить. Фразу «освоить» употребляю не случайно. Именно так говорят многие чиновники, для которых освоить бюджетные средства задача гораздо важнее целесообразности и эффективности. Отдельная сфера рассуждений – о подрядчиках, то есть об исполнителях муниципальных контрактов на капитальный и ямочный ремонт дорог, благоустройство и прочее. Здесь у меня тоже нет восторженной реакции. В принципе писать можно лишь об одной частной компании, которая долгие годы ведёт основные дорожные работы на территории ПГО – ООО «Нарек» (руководитель Г.С. Степанян). Она явно доминирует на местном рынке дорожных работ. По данным различных источников, за последние годы эта компания освоила самый большой объём бюджетных средств в сфере ремонта автомобильных дорог местного значения – более 250 млн. рублей. Несмотря на ежегодные многочисленные жалобы от жителей города, она стабильно участвует в аукционах и побеждает, забирая львиную долю подрядов. Почему? Имеет право, как любой участник аукционов, понижать свою цену. По мнению местных строителей, эта компания буквально рушит цены во время аукционов, опускаясь ниже нижнего предела, когда работать придётся явно в убыток. Ниже этой планки конкуренты не торгуются, а эта компания стабильно забирает контракты себе. Безусловно, у строителей и дорожников бывают «договорные» аукционы, когда они договариваются, кому какой муниципальный контракт «выиграть», но о том, кто доминирует, говорит общая сумма контрактов у указанной компании. Если частная компания взяла муниципальный контракт по супер минимальной цене (когда прибыли не будет, а лишь убытки), то как же она тогда работает? Из чего получит прибыть? Практика показывает, что только за счёт экономии на материалах и объёмах. В результате есть большой соблазн использовать материалы (щебень, асфальт и прочее) самого низкого качества и стоимости, нарушать технологию ради экономии, воровать на объёмах (толщине асфальта, «подушки» из щебня, уменьшать проезжую часть дороги и так далее). Нарушение технологии укладки асфальта – одна из самых злостных тем. Кто знает, какое содержание битума, какая его марка используется на частном асфальтовом заводе под Находкой, где чаще всего приобретают асфальт частники? Щебень какой фракции? Какая температура асфальтовой смеси сохраняется при отгрузке асфальтовой смеси, условия её транспортировки и её температура укладки на улицах Партизанска? Все эти и другие факторы являются критическими и важными для долговременности эксплуатации нового асфальта. Все требования качества соблюдения технологии можно нарушать только при одном условии – если проверяющий специалист от администрации слегка прикроет на это глаза. Если заказчик не будет делать пробные вырубки нового асфальта и отправлять эти образцы на экспертизу в Департамент дорожного хозяйства, а вполне удовлетвориться справкой о качестве асфальта от частного асфальтового завода, данной частной дорожной компании, где и там, и там работают земляки. А приёмная комиссия, составленная из непрофессионалов, не имеющая на руках ОБЪЕКТИВНОЙ и НЕЗАВИСИМОЙ информации о качестве проведённых работ, просто не в состоянии сделать правильный вывод. Члены комиссии и общественные наблюдатели видят перед собой новый асфальт, толщина и ширина которого в тех местах, куда комиссию привезли, вроде бы отвечает условиям муниципального контракта. Когда не только представитель подрядчика, но и специалист администрации «мурлычет» членам комиссии о том, как здорово, что в городе появился новый асфальт… Сколько технологический срок службы нового асфальта, применяемый на дорогах общего пользования? Шесть лет! Есть в Партизанске хотя бы один участок дороги, где асфальт служит этот срок? Сомневаюсь. Но работники администрации ПГО не сомневаются в качестве работы, они «заботливо» относятся к известной компании и даже не пытаются вытеснить её с рынка дорожных работ. Почему? Для меня ответ очевиден – явные признаки коррупции, но, пойди – докажи! Доказать допущенные нарушения в сфере дорожных работ очень не просто. Требуется экспертиза, а кто будет инициировать столь суровые проверки, если заказчик доволен качеством? Ну и что, что кричат жители. После отрицательной экспертизы заказчик (при желании) может провести определённую процедуру и внести нерадивого подрядчика в «чёрный список», чтобы он не мог участвовать в аукционах. Но администрация ПГО при, на мой взгляд, очевидных нарушениях, не идёт на крайние меры в отношении плохих подрядчиков. С одной стороны, отлучение одной из крупных местных компаний от бюджетных средств нарушит сложившийся паритет в сфере дорожных работ, а с другой стороны – кто же тогда возможный «кусочек» на «хлебушек» даст кому-то из местных чиновников, для которых плохие дороги – это бесконечная возможность…? Убрав одну из местных компаний с рынка услуг дорожных работ, чиновникам придётся самим искать замену. В Приморье в последние годы выделяется много средств для капитального ремонта автомобильных дорог, а добросовестных компаний, способных делать качественный ремонт дорог и в установленный срок, не так уж и много. Ещё одни аспект, который не позволяет мне восторгаться работой известного подрядчика – это кривизна уложенного этой компанией асфальта. Примеров дорог, где автомобиль едет, как по волнам, качаясь в «бортовой» и «килевой» качке, — масса. Я подходил к Гнелу Симавоновичу и спрашивал его о том, почему после укладки асфальта дорога по кривизне поверхности становится только хуже? Он отвечал, ссылаясь на условия муниципального заказа и недостаток выделенных средств, — эти ответы, на мой взгляд, были весьма неубедительными. В тоже время, мне известно, что в том же «Примавтодоре», если будет допущены подобные волны и неровности на новом асфальте, то краевая власть не примет такое «художество» и подрядчику придётся переделывать за свой счёт. Безусловно, недопустимую кривизну поверхности асфальта нужно доказать, а это возможно сделать только инструментальным методом, которым, насколько понимаю, в нашей администрации не пользуются. А какие слова, из серии ненормативной лексики, льются из уст водителей и в адрес дорожников, и в адрес чиновников! Если для водителей седанов кривизна поверхности дороги, появившаяся после «капитального ремонта», не столь очевидна, то для более высоких автомобилей (микроавтобусы, джипы и грузовики) ездить по таким «горкам» не совсем приятно, особенно в период гололёда, когда рассчитать в какую сторону унесёт автомобиль – просто невозможно. В дополнение можно вспомнить и описать многочисленные примеры, когда работники известной компании, приезжая к нам на сезонные работы из солнечной Армении, умудрялись класть асфальт и в воду, и на неподготовленную поверхность. Можно вспомнить, как буквально уплыл с дождём новый асфальт на тротуаре напротив Детской библиотеки по ул. Ленинская, и подрядчику пришлось срочно укладывать его заново: настолько был тонюсенький слой асфальта – как корочка на булочке. Можно припомнить, как этот подрядчик изготавливал решётку над водоотводящими желобами через ул. Партизанская, переделывал, но так и не смог нормально сделать. Пришлось переделывать другому подрядчику… Поэтому сегодня смотрю на аналогичные металлические решётки по улице Замараева и невольно думаю о том, кто же будет их переделывать, если по ним проедет грузовик? Все эти и другие многочисленные недостатки в работе основного подрядчика видели сотни и тысячи человек в нашем городе, всё это было. И, вероятно, не только у меня возникал вопрос о том, почему дорожники известной компании работают столь некачественно (они же признанные во всём мире строители)? Ответ подсказал один строитель из Партизанска, который пояснил, что если они будут работать очень качественно и качественными материалами, то останутся без работы. Уже многие годы большинство строительных организаций живут только за счёт бюджетных строек, а других на рынке строительства просто нет. Можно годами делать один и тот же объект, переделывая, доделывая, вновь переделывая. И так по кругу – хоть и не золотая, но «жила»… Поэтому, когда вижу работающих дорожников на том или ином объекте, то вовсе не тороплюсь сразу радостно трубить об их подвигах: «цыплят по осени считают»… Многое в работе исполнительной власти, особенно в сфере аукционов и муниципальных контрактов, остаётся вне внимания общественности. Осветить вниманием, придать огласке, спросить по всей строгости, похвалить или жёстко раскритиковать могут представители народа – депутаты Думы Партизанского городского округа. Именно на них по закону, от имени избирателей, лежит обязанность контролировать работу исполнительной власти, один раз в год давать оценку работы всей администрации и лично мэру. Пока я не видел принципиальной работы от депутатов местной Думы в таком ракурсе. Избрав мэра, они имеют не только законное, но и моральное право спрашивать с него всё, что он (и администрация) обязаны делать по закону. Не почивать на лаврах, рассыпаясь друг перед другом в любезностях, не участвовать в сведении личных счётов, а ОТ ИМЕНИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ спрашивать и задавать неудобные вопросы, выявлять те сферы, где есть проблемы, помогать исполнительной власти найти алгоритмы их решения. А если нанятый ими мэр, как главный городской управленец, не справляется со своими обязанностями, то необходимо без сомнения устранять его от должности, так как вреда от него может быть больше, чем пользы. На мой взгляд, депутаты просто обязаны давать комплексную оценку деятельности администрации и её руководителю, чтобы улучшить качество управления. Во многих странах мира подход к качеству работы чиновников очень строгий и это неспроста. Они служат обществу, а у нас многие из них воспринимают себя так, как будто общество служит им. Мы вместе с вами видели в нашем городе разных мэров, в том числе и таких, которым «нимб» буквально передавливал мозг, ослепляя собственной значимостью. Испытание властью, как «медными трубами», некоторые из них не прошли, но благодаря «певучему» окружению, долго продолжали пребывать в плену своей исключительности. В своей статье Георгий Буглак с сожалением отмечает, что местная власть не популяризирует свою работу и, якобы, этого не делает местное отделение партии «Единая Россия»: успехов много, есть чему радоваться, но информации об этом мало. Однако это совсем не так. Многие пожилые люди не пользуются модными ныне социальными сетями Инстаграм, Телеграм и прочее, и, соответственно, не знают, что администрация городского округа и лично мэр, как вездесущие «Хоттабычи», мелькают везде и рекламируют, себя любимых, в социальных сетях на все 100%. Таково требование Кремля и краевой власти: типа, чиновники должны быть ближе к народу. Активность в социальных сетях — один из критериев их оценки по итогам года. Итоги подводит краевое правительство: для мэров — победителей – бонусы, для аутсайдеров – порицание. Поэтому сегодня все мэры в Приморье превратились в блогеров и журналистов: пишут в социальных сетях, снимают себя на фото, ведут репортажи, дают оценки, быстрее СМИ доводят информацию о том или ином событии. Когда же им, «бедным», работать? Не уверен, что всем мэрам это нравится. Например, многим известно, что Олег Бондарев весьма закрытый человек. Он чиновник кабинетного типа: и во власти, и в бизнесе всегда работал тихо, без лишнего шума и барабанного боя. А вот став мэром, попал в такую струю требований, что приходится заниматься самопиаром, часто «фоткаться» и быть на показ публичным человеком. Для усиления пиар-позиций мэра Партизанска, из г. Владивостока прибыл профессиональный журналист, имеющий богатый опыт работы в пресс-службе Приморской православной епархии, Михаил Романов, ставший заместителем мэра по внутренней политике (такой должности ранее никогда в Партизанске не было). Вероятно, его главной задачей стало усилить позитивные позиции местной власти и лично мэра в информационном пространстве. Под его руководством пресс-служба стала работать, как полноценное новостийное СМИ, публикуя на ресурсах администрации ПГО всё, что хоть как-то может пойти в зачёт перед краевой властью. Современным мэрам очень важно быть в тренде, быть «на плаву», «забивать» собой все социальные каналы и «звездить», как кумир эстрады. Не в осуждение Бондареву — времена такие, нравы. Думаю, что Олег Анатольевич так же с удовольствием продолжал бы быть кабинетным работником, а так нужно куда-то ехать даже в выходные – проходные ради фото, видео и, чтобы быть в тренде перед строгим оком краевой власти. На мой взгляд, чрезмерный подход к освещению деятельности исполнительной власти и её руководителя, — это и самообман, и обман жителей. Можно хоть какое количество выложить фото и видео в социальных сетях, где мэр открывает, закрывает, поздравляет, провожает, наставляет, указывает, проводит, рекомендует, выступает, и прочее, прочее, но если по улице перед многоквартирным домом течёт пахнущая жидкость из канализации, на дорогах то ли канавы, то ли ямы, длительный период времени нет электричества на улицах, как в Авангарде, или более месяца моргает свет по ул. Замараева, не убирается мусор с городского кладбища или некачественно проведён ремонт какого-то муниципального объекта, то для жителей города это перечёркивает все виртуальные достижения власти. Раньше рутинную работу чиновников (заседания, совещания, открытия и закрытия, и т.д.) старались вообще не упоминать, так как это необходимый, иногда даже тягостный атрибут власти. Ныне всё иначе – вся рутина выставляется напоказ, как главный смысл власти! Не уверен, что если чиновник часто говорит, что у него всё под полным контролем, то это действительно так. Памятны публичные заявления мэра Александра Галущенко о его личном контроле над строительством моста через реку Каменка. Неподалёку даже был смонтирован специальный щит, с которого образ мэра утверждал, что он лично контролирует эту стройку. В итоге после завершения объекта местных мужиков-строителей просто «кинули» на зарплату на сумму около 1,5 млн. рублей: они не были даже трудоустроены, работали на морозах за «спасибо», а компания –подрядчик из Владивостока быстро исчезла с поля видимости. Вот вам и «личный контроль». Во многом такой же сомнительный пиар-подход мы видим и в работе политической партии «Единая Россия» и её местного отделения. Пишут и ещё как пишут они о своих успехах и победах, но не в печатных СМИ, а в Интернете. Например, на прошлой неделе бодро докладывали о ремонтах разных объектов в микрорайоне «Лозовый», выполненный на партийные деньги на сумму 600 тысяч рублей (или уже больше). Даже источник получения таких денег сообщали – партийные проекты. Однако помнится мне, что в прежние годы эта партия без стыда и совести работы «Примавтодора» и других краевых организаций, федеральные программы бодро записывала в партийные проекты. Помню, как в 2016 году при принятии краевого бюджета депутат Госдумы Владимир Новиков в полемике с депутатами – коммунистами умудрился даже «брякнуть», что весь федеральный бюджет России партия ЕР считает своим, потому что она за него голосовала!!! И такой популистский подход, ориентированный на малограмотных граждан, часто сохраняется у многих «лидеров» этой партии на местах. Поэтому, когда вижу, что где-то партийцы от ЕР пишут, что на такой-то объект системы ЖКХ они потратили столько-то тысяч или даже миллионов «партийных» рублей, то понимаю, что источник этих средств нужно искать вовсе не в партийной кассе партии, а где-то в федеральной или краевой программе, то есть в бюджете. А что касается партийных денег, то с ними в партии просто «швах»: на выборы собирают со спонсоров, сбор партийных взносов крайне низок, на содержание приёмных кабинетов партии, исполнительных секретарей скребут, где только могут. Завершая, могу лишь напомнить известную фразу философа Рене Декарта: «Подвергай всё сомнению». Владимир Хмелев. Газета «Время перемен+ТВ», г. Партизанск, 2021г. |
DJI Mini2
Мисс горожанка
"Номер 39 (986) от 24 сентября 2024 года" "Номер 38 (985) от 17 сентября 2024 года" Автор: Администратор 30.9.2024, Ответов: 0 "Мисс Горожанка!" Автор: Администратор 29.9.2024, Ответов: 321 "Номер 37 (984) от 10 сентября 2024 года" Автор: Администратор 29.9.2024, Ответов: 0 "Номер 36 (983) от 3 сентября 2024 года" Автор: Администратор 27.9.2024, Ответов: 0 "История г. Партизанска в фотографиях" Автор: Администратор 13.9.2024, Ответов: 153 "Номер 35 (982) от 27 августа 2024 года" Автор: Администратор 02.9.2024, Ответов: 0 "Номер 34 (981) от 20 августа 2024 года" Автор: Администратор 01.9.2024, Ответов: 0 "Номер 33 (980) от 13 августа 2024 года" Автор: Администратор 31.8.2024, Ответов: 0 "Номер 32 (979) от 6 августа 2024 года" Автор: Администратор 29.8.2024, Ответов: 0 "Номер 31 (978) от 30 июля 2024 года" Автор: Администратор 29.8.2024, Ответов: 0 "День города Партизанск - 128 лет (24 августа 2024 год)" Автор: Администратор 27.8.2024, Ответов: 1 "История шахт Партизанского угольного месторождения" Автор: Администратор 24.8.2024, Ответов: 11 "Номер 30 (977) от 23 июля 2024 года" Автор: Администратор 29.7.2024, Ответов: 0 "Номер 29 (976) от 16 июля 2024 года" Автор: Администратор 28.7.2024, Ответов: 0 |
Copyright © 2006-2024 НИАП Partizansk.su |