Сегодня 5 октября 2024, Суббота (12:52)
|
Главная страница | Форум города | Исторический раздел |
|
02.02.2012
В нашу редакцию обратилась мама выпускницы средней школы № 2 Яны Степановой с просьбой провести журналистское расследование причин, побудивших ее дочь за четыре месяца перед сдачей выпускных экзаменов покинуть стены родной школы. В результате расследования автор побеседовал со всеми сторонами возникшего конфликта и, несмотря на пожелания не «выносить сор из избы», все же решил опубликовать свои размышления о конфликтах учителей и их воспитанников. При этом ни автор, ни редакция не занимают ничью сторону… Судя по количеству Почетных грамот и благодарностей, Яна Степанова, уже бывшая ученица 11 класса средней школы № 2, заядлая активистка и успешная ученица. Ее фамилия красуется на школьной Доске почета, а в папке с благодарностями и грамотами есть и слова признательности в адрес родителей Яны от руководства школы за воспитание отличной дочери. Приятно любым родителем, когда в их доме есть столько официальных признаний достоинств их детей. Большинство грамот в адрес Яны подписаны директором школы № 2 Нелли Викторовной Мо розовой. По словам Яны, между нею и учителем обществознания Н.В. Морозовой не было конфликтов. До недавних пор. Конфликт, как считает Яна и ее родители, мог появиться по следующей причине. Яна, как и другие выпускники школы ходила на платные курсы по подготовке к сдаче ЕГЭ в своей школе по субботам. Однажды Яна, в числе других учеников, приняла решение не посещать занятия, которые вела Н.В. Морозова. Причина, по словам Яны, - «недостаточное качество преподавания». Конечно же, это совершенно субъективная оценка Яны, но она имеет на это право, как и любой другой человек. В результате Яна в какой-то момент прекратила посещать подготовительные занятия, что вероятно вызвало некоторое недовольство у Н.В. Морозовой. Итогом стал конфликт на одном из уроков, когда, по словам Яны, учитель стала «придираться» к ней, уделяя повышенное внимание. После короткой словесной перепалки, в ходе которой Н.В. Морозова сказала в адрес Яны, что она «хамка», девушка не выдержала напора подступающих слёз и выбежала из класса. Последней каплей терпения для Яны стали нелицеприятные слова завуча Н.В. Гертановой в ее адрес, с которой ранее у Яны не было никаких конфликтов. Вообще, отмечает Яна, у нее были прекрасные отношения со всеучителями и педагогическим коллективом школы. А вот после конфликта с Н.В. Морозовой сложилось впечатление, что теперь ей не будет спокойной учебы в школе, так как учитель является директором школы и может повлиять на итоги экзаменов. В результате в школу пришли родители Яны и вместе с ней провели диалог с Н.В. Морозо вой. Правда, Яне долго не пришлось присутствовать в ходе разговора, так как учитель попросила ее выйти за двери. По всей видимости, каждая из сторон осталась при своем мнении, вскоре после слёз и бессонных размышлений Яна и ее родители приняли решение перевести девушку в другую школу. По словам Яны и ее мамы, никто из руководства средней школы № 2 особенно не уговаривал Яну остаться, что несколько удивило Оксану Валерьевну – маму ученицы, как будто таких детей в школе каждый первый. На мой вопрос о том, что Яна считает в этом конфликте самым главным, она в слезах ответила - несправедливость и ложь со стороны учителя. Под «несправедливостью» и «ложью» Яна имеет в виду неверную трактовку событий того злополучного урока, после которого и вспыхнула искра конфликта. Яна говорит, что после начала конфликта у нее пропало желание учиться, а «в школу иду, как на схватку!» - добавляет она. Родители Яны Степановой тоже посчитали, что в конфликте было затронуто достоинство их дочери, что ей будет трудно, а то и вовсе невозможно противостоять давлению со стороны учителя Н.В. Морозовой, в результате чего она больше не может обучаться в средней школе № 2. Оксана Валерьевна обратилась с жалобой в ГОРОНО, прокуратуру и к Уполномоченному по правам ребенка в России. По словам мамы, она обязана защищать права своего ребенка, в том числе от неправомерных действий со стороны учителей. Самые добрые слова в адрес Яны я услышал от Ольги Владимировны Соболевой - ее педагога в танцевальном коллективе «Вознесение», под руководством которой девушка занимается долгие годы. Педагог отметила, что Яна всегда выдержанная, дружелюбная со сверстниками и взрослыми людьми. В нет высокомерия и эгоизма. Такой же точки зрения придерживаются бывшие одноклассники Яны, с которыми мне удалось поговорить. При этом они считают, что в поведении Яны на уроке не было ничего такого, чтобы уделять ей со стороны учителя особое внимание или обзывать ее хамкой. Одной из версий, которая была как основной причиной ухода Яны из школы, было то, что якобы в средней школе № 12 у Яны был парень. Значит, она сама спровоцировала конфликт, чтобы перейти в другую школу. Эта версия так и остается версией на совести тех, кто ее породил, пытаясь обосновать протест Яны Степановой. Никакого парня нет и уж тем более в той школе, куда перешла Яна. Нелли Викторовна Морозова, учитель Яны, считает, что этот конфликт сложно считать конфликтом по многим причинам. В данном случае острая ситуация возникла между учителем и ученицей, а не между директором школы и ученицей. За многолетний период педагогической деятельности, как и у любого учителя, всякое бывало у Н.В. Морозовой. Она считает, что совершенно спокойно сделала на уроке справедливое замечание Яне, которая занималась посторонним делом, но на это замечание Яна отреагировала слишком эмоционально, хлопнула учебником по столу и покинула класс. Вот и всё, в общем-то, ничего сверх того, что приходится нередко видеть и слышать учителям от детей в школах. Соответственно, причина конфликта лежит в плоскости повышенной эмоциональности Яны. Никто к ней сверх законных требований не предъявлял, из школы не просил, а даже более того, ее предупреждали о предстоящих сложностях при переводе в другую школу накануне выпускных экзаменов. Нелли Викторовна отмечает, что в школе более 700 учеников и она никогда ранее не обращала особого внимания на Яну, и уж тем более не делала в ее адрес никаких замечаний, так как на то не было причин. В ее кабинете всегда положительно решались любые конфликты. Более того, она в присутствии родителей принесла свои извинения за оскорбительное слово в адрес Яны, произнесенное на уроке, но от Яны не дождалась ответной реакции. Н.В. Морозова отме тила, что у Яны в прошлом году были конфликты с другими учителями – предметниками и что Яна проигнорировала трудовую практику в десятом классе. Что же касается занятий в образовательном центре по подготовке к ЕГЭ, то Н.В. Морозова обязана следить за посещением учеников, так как занятия платные и проводятся они на родительские деньги. А Яна совершала пропуски занятий в образовательном центре. Трудно не согласиться с Н.В. Морозовой в том, что ситуации с замечаниями в адрес учеников бывают ежедневно сотни раз в каждой школе. В ответ учителя слышат разные слова и видят разные действия учеников. Из этого, в том числе, складывается образовательный процесс, но может ли это являться причиной перехода ученика в другую школу? После обращения родителей Яны в ГОРОНО, там встречались все стороны конфликта. Яне предлагают вернуться обратно в среднюю школу № 2, в том числе и по причине того, что в той школе, в которую перешла ученица, предметы ведутся несколько по иному, чем в предыдущей школе и это составляет значительную сложность для выпускницы. Яна твердо стоит на своем - она больше не вернется в среднюю школу № 2. В принципе, взгляд со стороны позволяет сделать вывод о том, что конфликт на уроке стал лишь катализатором некоторых процессов, которые зрели в сознании Яны уже длительное время. Не мое дело искать глубинные причины фактически социального конфликта, нодумаю, что подобная ситуация является распространенной в современной школе. Конфликты между учителями и учениками были, есть и еще долго будут в школах. Светлый образ доброго и мудрого учителя, который формировался долгими годами в советской школе, в период так называемых реформ претерпел существенное изменение. Да и качество учительского состава изменилось вовсе не в лучшую сторону, так как реформы зачастую вымывали из школьной среды отличных педагогов. Время коммерциализации образования тоже не стало лучшим периодом для системы. К тому же ветер свободы и всеобщего повышения гражданской самооценки привел к тому, что и ученики вот уже многие годы начинают смело заявлять о своих правах и в этом нет ничего предосудительного. Подлинная свобода и права человека начинают осознаваться людьми с раннего детства и лишь под пагубным воздействием социума большинство людей начинают моделировать игры заискивания, приспособления и лжи. Конфликт в школе между двумя поколениями, двумя разными социальными группами, между учеником и учителем имеет много граней и особенностей. С одной стороны ученик имеет равные права с педагогом, но у них есть еще и обязанности, о которых иногда забывает то одна, то другая сторона. Кроме этого, все участники образовательного процесса являются обыкновенными людьми и когда дети рано или поздно узнают о том, что Учитель не есть некое божество, а такой же земной человек со своими слабостями, страстями и эмоциональными проблемами, то авторитет учителя уже к средним классам начинает резко снижаться. Скажем откровенно, что в своем прошлом все мы можем по пальцам пересчитать прекрасных педагогов и учителей от Бога. Серости были всегда и везде, но не они определяют окружающее пространство школы, а именно те любимые учителя, ради которых ребенок с интересом бежит в школу. Возможно, в глазах Яны произошло крушение неких образов, выстроенных ею ранее. Конечно, для вспышки самооценки накануне выпуска из школы это не лучшее время, но она имеет право на своё мнение. Не многие родители решаются вступить в конфликт со школой. Зачастую родители робеют перед учителем и склонны считать своего ребенка виновным в любом конфликте в школе. В головах многих родителей есть устойчивый стереотип о «священности» учителя, так как преподавание в школе - это та сфера, где родитель мало чего знает и понимает. К сожалению, нередко учите ля совершают недостойные поступки под воздействием каких-то эмоциональных порывов. Так же и дети в школе часто совершают необдуманные поступки, которые приводят порой к серьезным последствиям. То есть это «вечная» проблема? У родителей есть право перевести ребенка в другую школу, а у ребенка право настаивать на этом. И действительно, родители обязаны быть защитой для своих детей в социальном мире. Кто еще им поможет, если не мы, родители? Если стремление Яны перевестись в другую школу не есть каприз, а лишь глубокое понимание той несправедливости, которая была допущена по отношению к ней, стремление защитить свое личное достоинство и отказ играть в ложные социальные роли, то её взрыв поучителен для многих, в том числе и взрослых. Сейчас некоторые взрослые, причастные к этому конфликту, говорят, как же Яна посмела проявить такой протест? Как вообще она могла перечить учителю? Посмела, так как не смогла промолчать, проглотить незаслуженную обиду. Правда, теперь Н.В. Морозова полагает, что ей тоже возможно придется отстаивать свою честь и достоинство, так как приходится объясняться в ГОРОНО. Хотя обращение с жалобой в вышестоящие органы не есть оскорбление или унижение человеческого достоинства. Конфликт заходит в непримиримую фазу, из которой всё меньше выходов для гармоничного разрешения. Скорее всего, каждая из сторон останется со своей правдой и пойдет дальше, хотя может быть стоит присмотреться к тому, что “зеркалили”, отражали друг другу Яна и Нелли Викторовна в этой ситуации? Владимир Хмелев. P.S. Предполагаю, что данным материалом ни коем образом не ущемлена заслуженная репутация средней школы № 2 и уж тем более Нелли Викторовны Морозовой. Надеюсь, что конфликтующие стороны найдут в себе силы дистанционно, отстранено посмотреть на причины ситуации, сделать верные выводы и вынести из нее позитивный опыт.
|
DJI Mini2
Мисс горожанка
"888 starz зеркало" "Номер 39 (986) от 24 сентября 2024 года" Автор: Администратор 01.10.2024, Ответов: 0 "Номер 38 (985) от 17 сентября 2024 года" Автор: Администратор 30.9.2024, Ответов: 0 "Мисс Горожанка!" Автор: Администратор 29.9.2024, Ответов: 321 "Номер 37 (984) от 10 сентября 2024 года" Автор: Администратор 29.9.2024, Ответов: 0 "Номер 36 (983) от 3 сентября 2024 года" Автор: Администратор 27.9.2024, Ответов: 0 "История г. Партизанска в фотографиях" Автор: Администратор 13.9.2024, Ответов: 153 "Номер 35 (982) от 27 августа 2024 года" Автор: Администратор 02.9.2024, Ответов: 0 "Номер 34 (981) от 20 августа 2024 года" Автор: Администратор 01.9.2024, Ответов: 0 "Номер 33 (980) от 13 августа 2024 года" Автор: Администратор 31.8.2024, Ответов: 0 "Номер 32 (979) от 6 августа 2024 года" Автор: Администратор 29.8.2024, Ответов: 0 "Номер 31 (978) от 30 июля 2024 года" Автор: Администратор 29.8.2024, Ответов: 0 "День города Партизанск - 128 лет (24 августа 2024 год)" Автор: Администратор 27.8.2024, Ответов: 1 "История шахт Партизанского угольного месторождения" Автор: Администратор 24.8.2024, Ответов: 11 "Номер 30 (977) от 23 июля 2024 года" Автор: Администратор 29.7.2024, Ответов: 0 |
Copyright © 2006-2024 НИАП Partizansk.su |