В декабре 2006 года значительное количество предпринимателей, с коими мне пришлось поговорить на тему их бизнеса, отмечали значительный спад потребительского спроса. По расчетам бизнесменов, владельцы продуктовых и промтоварных магазинов продали товаров меньше на 10-40 % в сравнении с аналогичным периодом 2005 года. Казалось бы накануне был Новый Год – время закупки продуктов и подарков, но традиционный прогноз не сбылся. Почему? На этот вопрос отвечают наши общественные эксперты:
Михаил Кошеля, председатель общественной организации предпринимателей Партизанска: -С чем связано снижение покупательской способности?
Вижу несколько причин:
1. К сожалению, у большей части населения сложился определенный стереотип мышления, что на подготовку к Новому году необходимо закупать в больших количествах фруктов, мясных и кондитерских изделий, особенно алкогольной продукции. А так как новогодние праздники довольно продолжительные, то народ с начала декабря разъезжает по оптовым базам Находки и Владивостока, где все это закупается в больших количествах и по мелкооптовым ценам, немного ниже, чем в магазинах города.
2. К радости жителей города, конкуренция в предпринимательстве, особенно в торговле усиливается, т.к. торговые точки растут и ширятся, а это уже негативно сказывается на самих предпринимателях, занимающихся торговлей. Торговые точки-то растут, но население нашего города не увеличивается, а наоборот - сокращается, соответственно доходы предпринимателей падают, а расходы все увеличиваются. К большому сожалению, предприниматели никак не хотят понять, что время одиночек прошло, что пора объединяться и создавать различные холдинги или ассоциации розничных сетей. Ведь через два-три года в город придут крупные игроки розничн6ых структур и тогда всем будет “сахар”. Да и пора уже, кроме торговли открывать новые направления бизнеса.
3. К сожалению и в экономическом развитии город “не блещет”. Отсутствие устойчивых средних и крупных предприятий в городе, сказывается и на доходах большей части населения, а на нынешние пенсии и различные пособия сильно не “разгонишься”.
4. Несмотря на радужные заявления от первых лиц государства до местных властей, что “жить стало лучше, жить стало веселей”, на практике мы видим совершенно другую картину. А именно, все тарифы растут, лекарства дорожают, инфляция растет, экономический рост «пощупать» невозможно, цены растут, а население беднее, вот такие, на мой взгляд, причины Считаю, что в январе 2007 года по сравнению с декабрем 2006 года, снижение покупательской способности больше почувствуют предприниматели всех групп товаров на территории города. И это уже будет “плохая тенденция”.
Василий Баин, предприниматель, депутат Думы ПГО: -Я считаю, что причина снижения покупательского спроса заключается в том, что очень много жителей Партизанска взяли потребительские кредиты, но испытывают трудности с их возвратом.
Сергей Журавлев, руководитель филиала Находкинского отделения Сбербанка РФ по г. Партизанску: -Товары в кредит сейчас можно взять практически в каждом магазине. Разве что продукты в кредит не дают. Конечно, на снижение покупательского спроса влияет и это фактор.
Ирина Когаль, начальник отдела социальной защиты населения по г. Партизанску: -Снижение размера субсидий сильно отразилось на финансовом состоянии многих жителей городского округа. В среднем субсидии получают около 3500 жителей и если размер субсидий упал до 50%, то это, несомненно, отразилось на возможностях покупателей. Те суммы на погашение услуг ЖКХ, которые раньше погашались субсидией, теперь легли на плечи жителей…
Любовь Ковтуненко, предприниматель: -Считаю, что в декабре люди меньше тратили на покупку продуктов и подарки только по тому, что при уменьшении размеров субсидий, приходится значительные деньги тратить на коммуналку. При этом зарплаты и пенсии не выросли, а тарифы растут…
Татьяна Климова, руководитель торгово-промышленной группы предпринимателей Партизанска: -Одной из причин снижения потребительского спроса считаю перенасыщение рынка товарами, то есть предложение превышает спрос. Пресыщение рынка товарами при сдерживании доходов населения не позволит продать больше. Кроме этого доходы людей не выросли, но открываются новые магазины, которые оттягивают на себя деньги покупателей. Люди не стали тратить денег больше. Следующий фактор - это более доступная кредитная политика. Многие люди, беря кредиты, не совсем рассчитывают свои возможности и в результате им приходится ограничивать себя в другом. На мой взгляд, ситуация в городе пока улучшиться не может, не на чем строить улучшение: доходы не растут, а в производственной сфере наблюдается ухудшение. Добавим еще инфляцию, съедающую доходы. Расходы населению восполнять нечем, если сегодня даже продавцом устроиться сложно, то что уже говорить о других специальностях...
Жанна Орлик.
Газета «Время перемен+ТВ», г. Партизанск, 2007г.